Представляем Вашему вниманию материалы семинара «Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада в организации помощи детям с ОВЗ»
Данные материалы разработаны членами сетевого методического объединения педагогических работников МБУ г.о. Тольятти, реализующих АООП дошкольного образования, в рамках работы «Школы практикующего логопеда».
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Эффективность работы педагога дошкольного образовательного учреждения и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья во многом определяется эффективностью организации взаимодействия с его с родителями (законными представителями). Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя-дефектолога, учителя- логопеда и родителей.
Как помочь родителям воспитанников стать активными и ответственными участниками коррекционно-образовательного процесса? Нетрадиционные, интерактивные формы привлечения родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ, позволяют сделать его востребованным, доступным, интересным и понятным.
Участниками семинара подготовлены методические материалы: тексты выступлений, презентации, видеоматериалы, фотографии пособий, медиакейсы, подборки практических игр, дидактических упражнений, заданий, которые будут полезны в организации взаимодействия педагогов ДОУ и родителей детей с ОВЗ.
Благодарим учителей-логопедов, учителей-дефектологов МБУ «Школа № 18» Структурного подразделения Детский сад, МБУ детских садов № 53 «Чайка», № 116 “Солнечный» за представленный опыт. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам МБУ, реализующих АООП ДО.
1. Приветствие от воспитанников. Видео. (Сирык А.П., музыкальный руководитель МБУ «Школа № 18» Структурное подразделение Детский сад).
2. «Современные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников с ОВЗ в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнерства», Петропавловская Л.В., старший воспитатель МБУ «Школа № 18» Структурное подразделение Детский сад. Видео.
3. «Ширма «Развивайка» как элемент конструктивного взаимодействия с родителями детей с ЗПР с целью их вовлечения в коррекционно-развивающую работу», Милютина Л.В., учитель-дефектолог МБУ «Школа № 18» Структурное подразделение Детский сад.
Представлен опыт использования многофункционального пособия: ширмы «Развивайка». Применение данного дидактического средства в работе с дошкольниками позволяет решать задачи речевого, познавательного развития, развития психических процессов. Представлены рекомендации по использованию данной ширмы, фотографии пособия.
4. Формирование словесно – логического мышления у детей с ЗПР путем организации работы родителей с медиакейсами на основе моделирования проблемных ситуаций из реальной жизни». Губайдуллина Н.Р., учитель-дефектолог МБУ «Школа № 18» Структурное подразделение Детский сад.
Сегодня на помощь педагогам в реализации коррекционно-развивающей работы пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное образование и коррекционную помощь, но и адаптироваться в социальной среде. В данном материале представлен уникальный опыт работы логопедов, дефектологов структурного подразделения Детского сада МБУ “Школа № 18” по вовлечению родителей в воспитательно-образовательный с целью формировании словесно – логического мышления и развития речи у детей с ЗПР путем организации работы родителей с медиакейсами, на основе моделирования проблемных ситуаций из реальной жизни.
Медиакейс по лексической теме осень.
Пояснительная записка к использованию медиакейса “Осень. Навигация.
Медмакейс по лексической теме “Перелетные птицы”.
Пояснительная записка по теме “Перелетные птицы”. Навигация.
5. «Работа с родителями в приобщении дошкольников с ТНР к культуре народов Поволжья посредством многофункционального мобильного дидактического пособия «Сундучок сказок», Маркова Ю.А., учитель-логопед; Супоросова И.Н., МБУ «Школа № 18» Структурное подразделение Детский сад.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. «Сундучок сказок» — является красочным и наглядным современным средством социально-коммуникативного, речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. Кроме того, это отличный способ познакомить детей дошкольного возраста с фольклором, обычаями, традициями и народными играми народов Поволжья.
Представлен опыт использования пособия как в работе с детьми, так и с семьями воспитанников для решения задач социально-коммуникативного, речевого, познавательного развития. Материал содержит описание различных вариантов использования пособия, демонстрационные фотографии.
6. «Газета для родителей как одна из форм взаимодействия и включения родителей в образовательный процесс ДОУ». Рево Е.В., учитель-дефектолог МБУ д/с №53 “Чайка”.
Существует множество форм организации сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Все эти традиционные и инновационные формы работы интересны и нужны. Сегодня вашему вниманию мы представляем такую форму организации взаимодействия как выпуск газеты.
Выпуск газеты — один из способов психолого-педагогического просвещения семьи, информирование о жизни детского сада, средство развития творческих способностей детей, родителей и педагогов. Газета, как форма взаимодействия с семьей, не принуждает родителей к общению, газету можно просмотреть быстро, можно не брать, а можно прочитать и применить в предложенные советы в практике при воспитании своего ребенка.
7. «Речевые семейные конкурсы как эффективная форма организации работы с родителями детей 6-7 лет с ОВЗ». Кочергина Г. В., учитель-логопед МБУ д/с 116 «Солнечный».
Представлен опыт организации речевых семейных конкурсов. Речевые конкурсы для ребенка — это возможность поучаствовать вместе с близкими в увлекательном и познавательном соревновании, проявить активность и инициативу. Для его родителей – средство формирования педагогических компетенций, возможность улучшить взаимопонимание, настроить благоприятный эмоциональный фон, обогатить речевую среду. Автором представлена тематика конкурсов, рекомендации по их проведению.