В марте 2022 года по плану МАОУ ДПО ЦИТ прошел городской семинар «Особенности организации и проведения профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ в общеобразовательном учреждении».
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются учащиеся – выбор будущей профессии. Особенно актуальна она для выпускников с ОВЗ. Таким детям сложнее осуществлять этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями, нежеланием многих работодателей брать на работу людей с ОВЗ. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном в мире профессий. Проведение профориентационной работы в школе поможет учащимся сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий индивидуальным способностям и возможностям.
Методический инструментарий для осуществления профессиональной диагностики должен быть адекватен уровню развития и особенностям здоровья подростка. При выборе профессии необходимо учитывать его типологические и индивидуально-личностные особенности, а также перспективы развития.
Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Подводя итоги рассмотрения проблемы комплексного подхода к профориентации подростков с ОВЗ, можно сделать следующие выводы:
целенаправленную профориентационную работу с детьми, имеющими ОВЗ, следует проводить начиная со старшего дошкольного возраста. Эта деятельность должна включать в себя широкое профессиональное информирование, основанное на сюжетно-ролевых играх;
профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей;
методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ;
важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями;
на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.
Мы выбрали эту тему не случайно. Проблема профессионального самоопределения для выпускников с ограниченными возможностями здоровья актуальна. Смысл профориентационной работы заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Педагогический коллектив МБУ «Школа № 62» уже несколько лет сотрудничает с Тольяттинским социально-экономическим колледжем». Как эта работа ведется в образовательной организации, кто помогает детям в выборе профессии поделились педагоги школы.
Программа семинара
1.«Профессиональное самоопределение учащихся с ЗПР как условие успешной социализации в обществе», Елизарова Нина Васильевна, методист МАОУ ДПО ЦИТ.
2. «Роль образовательной организации в обеспечении адекватного профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Черкасова Марина Анатольевна, заместитель директора по УВРМБУ «Школа № 62».
3. «Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Афанасьева Виктория Александровна,
учитель начальных классов МБУ «Школа № 62».
4. «Профессиональная ориентация детей с ЗПР на уроках технологии», Кислицина Наталья Владимировна, учитель технологии МБУ «Школа № 62».
5. «Роль классного руководителя в профессиональном определении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Мазур Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель специального (коррекционного) класса МБУ «Школа № 62».
6. «Социальное партнерство как инструмент профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ», Горолатова Татьяна Семеновна, руководитель РЦПО ГБПОУ «Тольяттинский социально-экономический колледж».
Запись мероприятия и все презентации вы найдете здесь: https://drugiewe.blogspot.com/