Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» на законодательном уровне закрепил новый этап развития образования, в котором законодательно утверждается возможность выбора разных форм обучения, включая инклюзию, а в структуре содержания образования впервые четко выделяются два взаимодополняющих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Если «академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем, то компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни.
Следует отметить, что у детей без отклонений в развитии в условиях нормальной социальной ситуации необходимые представления, умения и навыки естественным образом складываются в процессе семейного воспитания, но для ребенка с задержкой развития – даже слабо выраженной и при благоприятных семейных условиях – для формирования жизненных компетенций требуется систематическая психолого-педагогическая помощь. Поэтому работа в сфере жизненной компетенции должна включаться в содержание образования и осуществляться не только на специальных коррекционных занятиях психолога или социального педагога, но и пронизывать весь учебно-воспитательный процесс, всю урочную и внеурочную деятельность.
14 декабря 2023 года по плану МАОУ ДПО ЦИТ для педагогов и узких специалистов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, прошел семинар-практикум «Формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ в классах инклюзивного образования». Своим опытом работы поделились педагоги МБУ «Школа 32». Выступления были интересными и содержательными. Все презентации вы можете найти в нашем блоге «Другие мы».
Программа семинара
- «Вариативность образования в федеральном государственном образовательном стандарте для детей с ОВЗ», Елизарова Нина Васильевна, методист МАОУ ДПО ЦИТ.
- «Формирующее оценивание как способ развития личностных качеств обучающихся инклюзивного класса, направленных на их успешную самореализацию и адаптацию в социуме», Сабаляускене Наталия Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ «Школа № 32».
- «Развитие коммуникативных компетенций у обучающихся с ОВЗ по средствам коррекционно-развивающих занятий по программе «Уроки общения», Баталова Светлана Викторовна, педагог-психолог МБУ «Школа № 32».
- «Формирование навыка самоконтроля и саморегуляции у учащихся с ОВЗ», Бородина Светлана Владимировна, учитель начальных классов МБУ «Школа № 32».
- «Программа внеурочной деятельности «Все цвета кроме черного», как ресурс поведенческих отклонений», Яшнова Наталья Александровна, социальный педагог МБУ «Школа № 32».
- «Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами внеурочной деятельности», Тимошкина Надежда Ивановна, учитель начальных классов МБУ «Школа № 32».
- «Создание образовательной среды: поддержка разнообразия и индивидуальности для достижения успеха обучающегося с ОВЗ», Штейнбок Оксана Петровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ «Школа № 32».