Методическое обозрение направлений деятельности окружных пилотных площадок по методическому сопровождению реализации ФОП и ФАОП дошкольного образования и региональных инновационных площадок в сфере образования в 2024-2025 учебном году

Уважаемые коллеги! В рамках поддержки реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) и федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО), мы рады представить вам методическое обозрение направлений деятельности окружных пилотных площадок и региональных опорных площадок.

Мы рады предоставить вам возможность  ознакомиться  с рядом  интересных  проектов, которые касаются внедрения инновационных технологий в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОО). В формате видео-презентаций мы представим разнообразные подходы, формы и методы, которые направлены на развитие и обучение наших  воспитанников. Эти проекты охватывают широкий спектр направлений, включая использование цифровых технологий, интерактивных методов обучения, а также творческих подходов к организации образовательного пространства. Мы уверены, что такие новшества не только сделают процесс обучения более увлекательным и доступным для детей, но и помогут педагогам эффективно реализовывать свои идеи и подходы. Мы приглашаем вас принять участие в нашем дистанционном семинаре, где вы сможете не только ознакомиться с представленными проектами, но и внести свои ценные комментарии и предложения. Ваше мнение имеет огромную значимость, так как совместные усилия помогут нам улучшить качество образования и создать более комфортные условия для развития дошкольников.

Время проведения: 01.11.2024 — 15.12.2024

Категория участников: педагоги МОУ, реализующих ООП дошкольного образования

Ответственный: Гриценко А. Н., педагог-психолог, методист МАОУ ДПО ЦИТ г. о. Тольятти

В 2024-2025 учебном году в целях эффективной реализации ФОП ДО И ФАОП ДО в МОУ г. о. Тольятти 15 дошкольных образовательных организаций (МБУ детские сады № 33, 34, 41, 43, 84, 162, МАОУ детские сады № 49, 210, МБУ «Школа № 26» СПДС; детские сады АНО ДО «Планета детства «Лада» №82, 134, 157, 171, 186, 203) получили статус окружных пилотных площадок (распоряжение ТУ МОиН СО № 292-р от 16.09.2024 г.) и 10 ДОО (МАОУ детские сады № 27, 79, 80, 200, МБУ детские сады № 84, 104; детские сады АНО ДО «Планета детства «Лада» № 193, 194, 201) имеют статус региональных опорных площадок (Приказ МОиН Сам. Обл. № 610-од от 15.08.2024).

Проекты окружных пилотных площадок по методическому сопровождению  ФОП и ФАОП дошкольного образования:

«Детская медиа-студия как форма взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам социального и патриотического воспитания старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ТНР, НЗ)». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 «Мечта» городского округа Тольятти.

Краткая аннотация: медиа-студия в детском саду – форма совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей старшего дошкольного возраста, в процессе которой происходит подготовка мультимедийных продуктов социальной и патриотической направленности о событиях в детском саду, в семье, родном городе, стране. В видеопрезентации показана активная включенность родителей в совместный процесс создания медиа-продуктов. В ходе реализации проекта будет повышена позитивная социальная медиа-активность детей старшего дошкольного возраста и родителей, будут созданы условия для формирования у старших дошкольников с ОВЗ ценностей патриотического и социального направлений воспитания, улучшения взаимодействия семей воспитанников.

«Формирование познавательного интереса к изучению космического пространства у детей 4-7 лет посредством современных технологий»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 «Золотая рыбка» городского округа Тольятти.

Краткая аннотация: на сегодняшний день проблема формирования у дошкольников представлений о космосе является одним из приоритетных направлений современного образования, где именно дошкольное образование выступает в роли основного этапа развития личности ребенка. Формирование представлений о космосе у детей дошкольного возраста- это способ формирования представлений и знаний об окружающем мире. Формирование познавательного интереса к изучению космического пространства у дошкольников посредством создание формы работы конструкторское бюро «ЭКОРИК» и использования в нем современной СТЕМ-технологии даст возможность обновить содержание образовательной деятельности по познавательному развитию, рассмотреть вопросы экологии, конструирования, знаний об окружающем мире и Вселенной  с позиции ребенка.

«Приобщение дошкольников к традиционным общественным  ценностям в процессе воспитывающих ситуаций, основанных на анимационных произведениях». Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа  Тольятти «Школа № 26 имени Героя Советского Союза В.И. Жилина» структурное подразделение детский сад «Тополёк».

Краткая аннотация: представленный проект рассматривает подход к проведению в дошкольной образовательной организации воспитывающих ситуаций, основанных на анимационных произведениях как инновационной формы  социального воспитания дошкольников, направленной на приобщение дошкольников к традиционным общественным ценностям.

«Россия начинается с тебя». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 «Огонек» городского округа Тольятти.

Краткая аннотация: в презентации проекта по направлению социально-коммуникативное развитие представлены актуальность, цель и предполагаемые результаты деятельности учреждения. Проект направлен на воспитание у дошкольников традиционно-нравственных ценностей, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей (законных представителей) и предназначен для использования в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.

Первичное отделение «Самые маленькие «Первые» как средство приобщения детей дошкольного возраста к базовым ценностям российского народа. МБУ детский сад № 43 «Гнёздышко» г. о. Тольятти.

Краткая аннотация: ценностно-смысловые основы традиционных Российских духовно- нравственных ценностей Определяют целевые ориентиры реализации нашего проекта Самые маленькие первые, которые направлены на формирование мировоззрения, общероссийской гражданской идентичности детей, деятельностного патриотизма. Наш проект, преемственен федеральной рабочей программе воспитания, разворачивается за границами содержания образования, в коллективной, разновозрастной, общественно значимой совместной деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей).

«Развитие 4К-компетенций и интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Весёлые нотки» городского округа Тольятти.

Краткая аннотация: данная тема окружной пилотной площадки посвящена развитию ключевых компетенций (критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация) у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой. В видеопрезентации рассматривается влияние чтения книг на формирование интереса к литературе у детей, а также методы и подходы, способствующие развитию 4К-компетенций в процессе ознакомления с литературными произведениями. Данная тема может быть полезна педагогам, психологам и родителям, заинтересованным в развитии у детей навыков критического мышления, творческого подхода, коммуникативных умений и способности к сотрудничеству.

«Интеграция разных видов искусств как средство формирования основ патриотизма в разных возрастных группах». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 «Пингвин» городского округа Тольятти.

Краткая аннотация: интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской деятельности. «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства патриотизма…»     Р. Тагор

«Формирование историко-краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста о Самарском крае посредством технологии «Открытая коммуникация». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 210 «Ладушки» городского округа Тольятти.

Краткая аннотация: содержание проекта направлено на формирование патриотического воспитания (всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национальных культурных традиций). В результате реализации проекта будет разработана и апробирована серия выпусков канала «Навигатор дошколят» с целью формирования историко-краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста о Самарском крае, выпущено методическое пособие «Путешествие по Самарскому краю посредством технологии «Открытая коммуникация».

«Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №162 «Олимпия» г. о. Тольятти.

Краткая аннотация: вашему вниманию представляется видеопрезентация проекта по развитию сенсорной интеграции у детей с ограниченными возможностями здоровья. Познакомившись с работой коллектива, вы узнаете:  что такое сенсорные нарушения и как они проявляются;  как сенсорная интеграция помогает работать с детьми с трудностями в развитии; как составлять сенсорный профиль ребёнка, сенсорную диету и программу коррекции; какие простые игры помогают успокоить или взбодрить ребёнка, улучшить его концентрацию; какие приспособления из вашего кабинета станут помощниками при работе с сенсорными нарушениями.

«STEM лаборатория – платформа возможностей детской самореализации». АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №82 «Богатырь».

Краткая аннотация: Видеопрезентация отражает деятельность окружной пилотной площадки и раскрывает основную идею проекта. Представлены результаты проекта «STEM лаборатория – территория разностороннего развития детей» в 2023-2024 учебном году и намечены перспективы деятельности педагогического коллектива в данном направлении в 2024-2025 учебном году.

«Формирование  коммуникативно – речевых умений через организацию речевой лаборатории в условиях реализации  федеральной программы  дошкольного образования». АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 134 «Веснушки».

Краткая аннотация: в видеопрезентации представлен инновационный проект в рамках окружной пилотной площадки г. о. Тольятти.  В данном проекте  раскрывается актуальность, цель, задачи и основная идея проекта, отражается содержание  деятельности педагогического коллектива. Реализация проекта раскрывает особенности  организации  речевой лаборатории в условиях реализации  федеральной программы  дошкольного образования для формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативно – речевых умений.

«Развитие креативного мышления у дошкольников через разные виды детской деятельности». АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 157 «Светлячок».

Краткая аннотация: В видео-презентации представлены помещения, созданные в детском саду, которые мы используем для развития креативного мышления у дошкольников: кинозал, лаборатория цвета и света, лаборатория Книги, лаборатория быта, лаборатория, которая включает в себя работу с умной теплицей и бобровой лабораторией, креативное конструирование, лаборатория Астронома, музей (выставочный зал). Расписана технология «Хочу. Могу. Делаю». В нашей технологии 4 этапа (мотивационный, организационный, деятельностный, рефлексивно – презентационный), в каждом из которых мы выделяем: содержание деятельности педагога, методические приемы, содержание деятельности детей, содержание взаимодействия с родителями обучающихся и критерии творческого мышления.

«Применение методов сенсомоторной интеграции как условие пропедевтики нарушений развития и повышения качества коррекционно-развивающего процесса в детском саду». АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 171 «Крепыш».

Краткая аннотация: в видеоролике мы представили свой опыт работы по использованию сенсомоторной интеграции в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Используемые на занятиях специальные пособия и различные игры с дошкольниками — это одна из форм работы по профилактике и коррекции сенсорной и сенсомоторной интеграции, по их здоровьесбережению и социально-коммуникативному развитию. Благодаря им совершенствуются коммуникативные навыки, исчезает страх неудачи, опасения получить отрицательную оценку взрослого, появляется уверенность в своих силах. Во время игр идёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, мышление, расширяет кругозор, удовлетворяется потребность детей в игровой и двигательной деятельности, создаются предпосылки к самостоятельным подвижным играм.

«Системно-деятельностный подход к развитию активности, самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста». АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 186 «Вазовец».

Краткая аннотация: в данном видеоролике представлен материал, который отражает социально- коммуникативное направление по теме:  «Системно-деятельностный подход к развитию активности, самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста», актуальность и уникальность пилотного проекта; планируемые результаты и возможные перспективы его развития.

«Среду создавай – речь развивай» — интерактивная образовательная среда – залог успешного развития речи дошкольников». АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 203 «Алиса».

Краткая аннотация:  проект направлен на создание в детском саду инновационной образовательной среды как  средства речевого развития детей дошкольного возраста и формирования интереса к художественной литературе. Представлены:  актуальность проекта, условия его реализации, основные мероприятия, планируемые результаты работы.

Проекты региональных опорных площадок в 2024 г.:

«Гармонизация эмоциональных проявлений у детей раннего и дошкольного возраста через создание личностно – развивающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении»Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти.

Краткая аннотация: проект направлен на формирование позитивного эмоционального опыта воспитанников через создание личностно-развивающей образовательной среды, направленной на личностное развитие всех субъектов образовательных отношений через повышение уровня дополнительных профессиональных компетенций педагогов в вопросах формирования эмоциональной сферы у детей раннего и дошкольного возраста, отбора и реализации личностно-ориентированных образовательных технологий.

«Развитие творчества в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредствам игровых практик». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 «Гусельки» городского округа Тольятти.

Краткая аннотация: Игровая практика «Игры в кармашках» разработана для сопровождения педагогами познавательно-исследовательской совместной и самостоятельной деятельности старших дошкольников. и приобщению их родителей (законных представителей) к совместному досугу. Игры для данной игровой практики созданы совместными усилиями педагогов, детей и родителей (законных представителей). К каждой игре разработаны правила игры в двух вариантах: формате символов и текста. Все игры делятся по уровню сложности: легкой, средней, сложной. На каждой игре присутствует символ с помощью которого можно быстро найти игру и оценить её. Для создания игр были разработаны пошаговые алгоритмы трех видов (в формате символов для детей; в текстовом формате для взрослых и читающих детей; в формате символов и текста для детей и взрослых). Тематику для создания игр, дети и родители, выбирают абсолютно разную, начиная от ознакомления со окружающим миром и явлениями вокруг и заканчивая теми ситуациями, которые с ними происходят ежедневно. Модули «Игры в кармашках» являются мобильными и находятся в свободном доступе для детей и их родителей (законных представителей).

«Формирование художественного образа у дошкольников средствами различных видов искусства». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 «Песенка».

Краткая аннотация: Представлен обзор о деятельности региональной площадки по реализации ФГОС ДО и ФОП ДО по художественно-эстетическому развитию воспитанников за 2024 год. Раскрывается актуальность опыта работы по теме и краткое содержание форм работы с детьми и педагогами, полученные результаты. Внимаю предлагается мастер – класс для педагогов «История одного стихотворения», презентующий методы и приемы работы с детьми по созданию художественного образа произведения.

«Формирование у детей старшего возраста семейных ценностей посредством коллекционирования в формате «Семейный ларец». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 «Соловушка» городского округа Тольятти.

Краткая аннотация: в презентации проекта представлены актуальность формирования у детей дошкольного возраста семейных ценностей, выделены группы семейных ценностей для детей дошкольного возраста, определены этапы формирования семейных ценностей в процессе коллекционирования; предложены варианты коллекций дидактических материалов, направленных на формирование у детей когнитивного, эмоционально-чувственного, поведенческого опыта в процессе коллекционирования в формате «Семейный ларец».

«Формирование аксиологического словаря у детей старшего дошкольного возраста». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти.

Краткая аннотация: видео представляет собой иллюстрацию реализации педагогического проекта, направленного на формирование умений дошкольников выражать свое мнение относительно основных ценностей, составляющих духовно-нравственное направление воспитания.

«Семейный патриотический клуб как средство решения задач патриотического воспитания в детском саду». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 «Пингвин» городского округа Тольятти.

Краткая аннотация: значимость патриотического воспитания и развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста обозначены в Федеральной образовательной программе дошкольного образования  как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Поэтому перед собой мы поставили следующие задачи: внедрить новые формы и методы, направленные на формирование ценностного отношения к семье в процессе решения задач патриотического воспитания в детском саду; разработать методические материалы по формированию ценностного отношения к семье в процессе решения задач патриотического воспитания в детском саду; апробировать разработанные конспекты тематических мероприятий с семьями воспитанников  в рамках работы семейного патриотического клуба; вовлекать родителей (законных представителей) в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских досугов, разработке игр,   участие в конкурсах патриотической тематики и совместного поиска информации. Тем самым мы добиваемся повышения активной роли семьи в формировании у детей патриотических чувств.

«Воспитание у дошкольников отношения к знанию, как к ценности в познавательно-исследовательской деятельности». АНО ДО «Планета детства «Лада» — структурное подразделение детский сад № 193 «Земляничка» городского округа Тольятти.

Краткая аннотация: коллектив детского сада раскрывает основные подходы к организации образовательного процесса при воспитании у дошкольников отношения к знанию, как к ценности в познавательно-исследовательской деятельности на основе основных инструментов познания в дошкольном возрасте: наблюдение, практическое экспериментирование, работа с книгой, помощь взрослого и цифровые инструменты познания.

«Ценностно-ориентированный подход к решению задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО». АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 194 «Капитошка» городского округа Тольятти.

«Формирование основ духовно-нравственных качеств через обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста в народных подвижных играх». АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 201 «Волшебница» городского округа Тольятти.

 

Просмотров: 367

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *