Семинар-практикум «Нетрадиционные формы работы с детьми с ОВЗ (ТНР, ЗПР, УО, слабовидящие и слепые)»

21 февраля 2024 г. на базе МАОУ ДС № 120 «Сказочный» г. о. Тольятти состоялся городской семинар-практикум «Нетрадиционные формы работы с детьми с ОВЗ (ТНР, ЗПР, УО, слабовидящие и слепые)».

Педагоги МАОУ ДС № 120 «Сказочный» и МБУ детского сада № 56 «Красная гвоздика» представили свой опыт работы с обучающимися с ОВЗ. Участникам семинара были представлены разнообразные психокоррекционные технологии, авторские игры и пособия, направленные на решение образовательных и коррекционных задач с детьми с особыми возможностями здоровья.

Семинар –практикум был ориентирован на воспитателей, учителей-логопедов, учителей –дефектологов, музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Программа  семинара.

— Инновационные технологии работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Елена Анатольевна Сидякина, к.п.н., доцент кафедры «Педагогика и психология» ТГУ Презентация

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях МБУ детского сада № 56 «Красная гвоздика»- Смородинова Мария Сергеевна, заместитель заведующего по ВМР МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика». Презентация

«Куклотерапия как средство формирования подражательной деятельности у детей с умственной отсталостью» Махмутова Наталья Киамовна, воспитатель МАОУ ДС № 120 «Сказочный», Клейменова Наталья Сергеевна, учитель-логопед МАОУ ДС № 120 «Сказочный». Педагоги говорили о том, что используют данный метод в качестве средства формирования навыков подражательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Это ростовые куклы и куклы на руку. В своем выступлении педагоги отметили, что дети с интеллектуальными нарушениями в силу неразвитости многих процессов воспринимают куклу немного по-иному, но, в целом, кукла близка им и понятна, дети эмоционально откликаются на ее присутствие рядом. Кукла выступает как проводник между взрослым и ребенком и детям значительно интереснее участвовать в такой деятельности. Презентация.

«Характерные особенности детей с ЗПР» – Пономарева Валерия Сергеевна, старший воспитатель МАОУ ДС № 120 «Сказочный»;

—«Организация работы музыкального руководителя в работе с детьми с ЗПР»— Захарова Мария Александровна, музыкальный руководитель МАОУ ДС № 120 «Сказочный». Мария Александровна продемонстрировала использование игрового парашюта в работе с детьми с ЗПР на музыкальных занятиях. Игры с парашютом учат согласованности действий, умению чувствовать движения остальных игроков, слушать и слышать инструкции взрослого, способствуют развитию внимания, координации. Показала, как можно использовать в работе с детьми с ЗПР клавесы и продемонстрировала способы игры на них. Презентация.

— Шебаршева Алла Евгеньевна учитель-логопед и Морозова Анна Владимировна, воспитатель МАОУ ДС № 120 «Сказочный» говорили о камешках Марблс, об их использовании в коррекционной работе с детьми с ТНР. Продемонстрировали различные упражнения с камешками, направленные на решение задач по формированию у воспитанников элементарных математических представлений, на сортировку по определённым признакам, порядковый и количественный счет, составление примеров на сложение и вычитание, на коррекцию звукопроизношения, в частности, при автоматизации звука, на формирование и закрепление графического образа буквы и многое другое. Презентация.

 Мастер-классы:

—  «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ «ВСЁ ДЕЛО В КРАСКАХ» Развитие цветовосприятия, осязания и речи у слабовидящих и тотально слепых детей через игры с красками» — Степанова Анна Евгеньевна, учитель-дефектолог МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика», Гришина Мария Викторовна, учитель-логопед МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика».

-учителя- дефектологи МАОУ ДС № 120 «Сказочный» Ольга Анатольевна Орлова и Татьяна Александровна Березина познакомили участников семинара со своей педагогической разработкой «КонструкторPRO».   Отметили, что такая форма работы является эффективной технологией, позволяющей решить спектр разнообразных задач. Используя ее в работе можно справиться и с психоэмоциональной нагрузкой, успокоиться, переключиться, а также формируя предпосылки учебной деятельности возможно сформировать у детей желание трудиться, доводить начатое до конца, действовать по инструкции, планировать работу, работать целенаправленно.

учитель –дефектолог Исаенко Елена Сергеевна и воспитатель Вальтер Ирина Викторовна МАОУ ДС № 120 «Сказочный» представили участникам семинара свой опыт работы по применению авторских дидактических игр в работе с детьми с ЗПР. Познакомили и поиграли с играми «Гараж», «Запоминай –ка», «Куб», «Кубик», «Приветствие», «Пройди препятствие», «Разоцветные дорожки», «Расскажи-ка», «Смайлики», «Спагетти», «Топотушки», «У козы Лизы», «Узнавай-ка», «Цветные норки», «Части тела» — на развитие зрительной памяти, внимания, мышления, графомоторных навыков, умение классифицировать, дифференцировать геометрические фигуры и т.д.

— воспитатели МАОУ ДС № 120 «Сказочный» Бикмухаметова Ильфира Шакирьяновна и Филимонова Ольга Сергеевна представили универсальное авторское пособие «Звуковые колечки», которое предназначено для старшего и подготовительного возраста, но также его можно использовать с детьми младшего возраста для изучения цветов, для развития мелкой моторики и использовать практически во всех видах образовательной деятельности. Цели и задачи данного пособия: развитие умения правильно определять звуки, развитие фонематического слуха, умение выделять звуки в словах, формирование навыка правильного счета звуков в словах. Умение закреплять знания о гласных и согласных, навык правильно выстраивать предложения.

— учителя-дефектологи МАОУ ДС № 120 «Сказочный» Комарова Ольга Николаевна и Шишкина Елена Владимировна представили авторские дидактические пособия на развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью посредством сенсорных игр.

учителя-логопеды МАОУ ДС № 120 «Сказочный» Долганина Евгения Михайловна и Григорьева Наталья Борисовна представили напольную игру «Башня», в которой каждый игрок выполняет индивидуальное задание, одновременно с этим решая логопедические задачи, направленные на:

  • закрепление правильного произношения имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Автоматизация правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности;
  • совершенствование умения употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах в конструкциях с предлогами;
  • совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Просмотров: 4862

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *