На современном этапе всё большую актуальность приобретает вопрос создания безопасных условий в образовательных организациях для обеспечения результативности воспитания, в том числе утверждения в детской среде позитивных моделей поведения как нормы.
Процесс воспитания, реализуемый в системе образования Российской Федерации, нацелен на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения.
Исходя из этого, воспитание имеет, с одной стороны, личностно-развивающую, а с другой, выполняет социально-профилактическую функции: становление и развитие человека, формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. При этом эффективность системы воспитания в ОУ связана со многими факторами, среди которых можно отметить:
- создание условий психолого-педагогической поддержки социализации детей;
- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка;
- оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера;
- развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса;
- эффективную организацию межведомственного взаимодействия.
Таким образом, профилактическая работа в образовательных организациях должна быть направлена на создание благоприятной и безопасной среды для детей, предотвращение рискованных и девиантных форм поведения, формирование позитивных моделей общения и поведения.
В связи с этим, темой онлайн-круглого стола, который прошел 26 февраля 2025 года на базе МАОУ ДПО ЦИТ г.о. Тольятти для заместителей директоров по воспитательной работе, советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, социальных педагогов, педагогов-психологов, кураторов школьных служб примирения, стала — «Современная школа — территория безопасности».
Поделиться опытом организации профилактической работы в ОУ со своими коллегами за круглым столом собрались такие специалисты в области воспитания г.о. Тольятти и г.о. Самара, как: заместители директоров по воспитательной работе, методисты, педагоги-психологи, социальные педагоги, кураторы воспитательных проектов Самарской области — Программа онлайн-круглого стола «Современная школа — территория безопасности»
Содержательными направлениями, по которым был представлен опыт, являлись:
- Школьные службы примирения.
2. Работа с детьми из семей мигрантов.
Селеш Ольга Анатольевна, заместитель директора по УВР МБУ «Школа №5» г.о. Тольятти
3. Профилактическая работа в программе воспитания.
Капоткина Наталья Юрьевна, заместитель директора по УВР МБУ «Гимназия №48» г.о. Тольятти
Литвиненко Галина Ивановна, заместитель директора по ВР МБУ «Школа №47» г.о. Тольятти
Крылова Наталья Александровна, заместитель директора по ВР МБУ «Школа №33» г.о. Тольятти
Игнатьева Ирина Витальевна, методист МБУ «Школа №69» г.о. Тольятти
4. Аналитическая деятельность и контроль.
Кудашова Елена Владимировна, социальный педагог МАОУ ДПО ЦИТ г.о. Тольятти
5. Ресурс межведомственного взаимодействия.
6. Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и молодежного инициативного совета «Навигаторы будущего» Тольятти в формировании личности детей и подростков с трудностями в поведении и обучении (Тодосов Дмитрий Александрович, куратор федерального проекта «Навигаторы детства»).
По итогам мероприятия был пополнен каталог презентаций по организации воспитательной работы в ОУ (по инвариантному модулю рабочей программы воспитания «Профилактика и безопасность»)