Методическое сопровождение реализации ФГОС дошкольного образования

Положение о творческой группе

Документы, регламентирующие деятельность творческой группы в 2023 — 2024 уч.г.

Тема: «Методическое обеспечение формирования основ социальной навигации и безопасного поведения детей дошкольного возраста в макросоциуме»

Образовательная политика в последние годы динамично меняется. В настоящее время оформился общественно-государственный заказ на усиление социальной составляющей российского образования:
В новой редакции ФГОС ДО в содержательном разделе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» одна из задач направлена на «формирование у дошкольников основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде)».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» дан ориентир на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется в том числе посредством: содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) одним из пунктов обеспечения содержания дошкольного образования планируемых результатов освоения образовательной программы на этапе завершения дошкольного образования является «способность ребенка к осуществлению социальной навигации и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии».
Одна из общих задач воспитания в дошкольной образовательной организации согласно ФОП ДО – «…осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования воспитывающей среды…». Однако, на сегодняшний день не разработаны методические рекомендации по внедрению Федеральной образовательной программы дошкольного образования в части формирования социальной ориентировки и безопасности у детей дошкольного возраста в макросоциуме. В том числе, таких как: социальная навигация в общем смысле; социальная навигация в узком смысле; социальная ориентировка. Необходим поиск ответов на вопросы: «С какими объектами макросоциума знакомятся дети дошкольного возраста?»; «Как обеспечить освоение ребенком основ безопасного поведения в ходе взаимодействия с объектом макросоциума в рамках навигационного маршрута?»; «Как организовать участие ребенка в игровых профессиональных пробах на предварительное определение наиболее привлекательных для дошкольников профессиональных сфер?».
Задачами, поставленными перед творческой группой педагогов являются разработка: навигатора объектов макросоциума; социальной матрицы объектов макросоциума и навигационных маршрутов; содержание (дидактические единицы) процесса формирования основ социальной навигации и безопасного поведения детей дошкольного возраста в макросоциуме на основе выделения следующих сфер жизни общества (взаимосвязанных областей человеческой деятельности): экономическая, информационная, социальная и духовная; навигационных маршрутов социальной ориентировки и безопасного поведения дошкольников в объектах макросоциума; методических рекомендаций для педагогов по формированию социальной ориентировки дошкольников в макросоциуме.

Приказ о внесении изменений №322 (2023)

Приказ 2023 Prikaz_313_13_09_23

План Тв.гр.на-2023-2024

Представляем рабочие материалы творческой группы по теме:

Установочный семинар «Методическое обеспечение формирования основ социальной навигации и безопасного поведения детей дошкольного возраста в макросоциуме», 9.10.2023, Презентация. «Проблема формирования основ социальной навигации и безопасного поведения детей дошкольного возраста в макросоциуме» Презентация

Методический интенсив «Атлас объектов макросоциума и навигационных маршрутов социальной ориентировки и безопасного поведения дошкольников», 28.05.2025 Программа

  1. Проблема формирования основ социальной навигации и безопасного поведения детей дошкольного возраста в макросоциуме. Анализ объектов макросоциума. Выделение дидактических единиц и навигатора маршрутов в макросреде дошкольника. Козлова А.Ю., к.п.н., доцент кафедры «Педагогика и психология» ТГУ. Презентация
  2. Атлас объектов макросоциума и навигационных маршрутов социальной ориентировки и безопасного поведения дошкольников в духовной сфере. Кодирова И.В., методист МБУ «Лицей № 67» г.о. Тольятти. Презентация
  3. Атлас объектов макросоциума и навигационных маршрутов социальной ориентировки и безопасного поведения дошкольников в информационной сфере. Болоцкая Е.В., старший воспитатель МБУ детского сада № 196 «Маячок» г.о. Тольятти. Презентация
  4. Атлас объектов макросоциума и навигационных маршрутов социальной ориентировки и безопасного поведения дошкольников в социальной сфере. Семкина С.И., старший воспитатель МБУ детского сада № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. Презентация
  5. Атлас объектов макросоциума и навигационных маршрутов социальной ориентировки и безопасного поведения дошкольников в экономической сфере. Бочкарева Е.Ю., заместитель заведующего по ВМР МБУ детского сада № 126 «Солнечный зайчик» г.о. Тольятти; Исаева О.В., педагог-психолог МБУ детского сада № 126 «Солнечный зайчик» г.о. Тольятти. Презентация

Навигация в социальной сфере — атлас объектов

Методические материалы: Атлас Социальной навигации Объекты макросоциума

Публикации по теме : Проблемы образования на современном этапа. Материалы научно практической конференции 1 — 30 апреля 2024 года здесь 

Практические материалы:

  1. Презентации объектов макросоциума, разработанные педагогами творческой группы. Данные презентации могут быть использованы на занятиях с дошкольниками для решения задач формирования основ социальной навигации и безопасного поведения в макросоциуме.

1) Больница 2) Травмпункт  3) Приют для животных    4) Соц.реабилитационный центр Дельфин   5) Центр добровольческого движения 6) ТЛРЦ Ариадна  7) ДОМ БЫТА   8) СТОЛОВАЯ

2. Практическая часть матрицы объектов макросоциума предоставлена дидактическими  игры, конспектами занятий, сценариями спортивных мероприятий и др. Приложение Атлас -практическая часть

Фотоальбом с рабочих заседаний

Документы, регламентирующие деятельность творческой группы в 2020 — 2023 уч.г.

Тема: «Методическое сопровождение реализации программы воспитания в ДОО»

 Приказ о ТГ № 331-пк/3.2 от 13.09.2022г.    План деятельности ТГ на 2022-2023 учебный год 

Приказ о ТГ № 290-пк/3.2 от 09.09.2021г 

Приказ о ТГ на№ 303 п/к 3.2 от 11.09.2020 План ТГ на 2021-2022 уч. г.  План ТГ на  2020-2021 уч. г.    План ТГ на 2019-2020 уч. г. 

Документы, регламентирующие деятельность творческой группы в 2019 — 2020 уч.г.

Тема: «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

  № 358-пк/3.2 от 01.10.2019г.    

Документы, регламентирующие деятельность творческой группы в 2016 — 2019 уч.г.

Тема: «Обеспечение реализации ФГОС ДО в МДОУ»

 № 330-пк/3.2  от 20.09.2018   № 408-пк/3.2 от 08.09.2016   №  552-пк/3.2 от 13.10.2015

План деятельности группы

на 2018-2019 уч. г.   на  2017-2018 уч.г.  на 2016-2017 уч.г.

Информация о результатах деятельности городской творческой группы с 2011-2023

Городские мероприятия по представлению результатов деятельности городской творческой группы

По результатам деятельности городской творческой группы «Методическое сопровождение реализации программы воспитания детей в дошкольной образовательной организации» в 2022 — 2023 учебном году педагогами МОУ, вошедших в её состав, были написаны  научно-методические статьиДанные статьи  раскрывают современные подходы к организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации, знакомят читателей с универсальными формами организации воспитательной работы со старшими дошкольниками.

Коучинг-сессия  «Копилка технологических приемов организации форм воспитательной работы в образовательном процессе ДОО». проходил 26.04.2023г. на базе МАОУ ДПО ЦИТ в режиме ВКС  Программа_

Методы и приемы воспитания в процессе организации форм воспитательной работы в ДОУ:

1. игрового марафона 2. педагогической витрины, 3.  тематического видео-журнала , 4. Социально-воспитательного блогерства, 5. партнёрского творческого дела «КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «КОСМОДРОМ», 6. виртуального художественного музея «ЖИВЫЕ ПОЛОТНА МИЛОСЕРДИЯ», 7. терренкура, 8.социального буктрейлера, 9. агитационных форм (плакат, агитбригада), 10. акции , 11. Библио-Глобус, 12. педагогической гостиной 

Каждая форма отвечает требованиям современной образовательной политики и новым задачам воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации, позволяет решать задачи и приобщать детей к ценностям разных направлений воспитания. На сегодняшний день определено семь направлений воспитания: (трудовое, познавательное, физическое и оздоровительное, духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое, социальное).

Представление лучших практик в вопросах воспитания дошкольников.

 

Апробация банка универсальных форм воспитания дошкольников в образовательном процессе МОУ, реализующих ООП дошкольного образования в 2023г.

 

Методический семинар «Технологическая карта реализации универсальных форм воспитательной работы в образовательном процессе ДОО» проходил 29.11.2022г. на базе МАОУ ДПО ЦИТ в режиме ВКС Программа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1 – АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ «МАМУ МИЛУЮ ЛЮБЛЮ»
2 – АГИТБРИГАДА «ИГРАЕМ В НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
3 – ИГРОВОЙ МАРАФОН «РОДИНА В СЕРДЦЕ МОЕМ»
4 – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВИДЕОЖУРНАЛ
5 —ТРУДОВАЯ АКЦИЯ «ВЕСЕННИЙ СУББОТНИК»
6 –  СЕМЕЙНЫЙ БИБЛИО-ГЛОБУС «УВАЖАЙ ПРЕКЛОННЫЙ ВОЗРАСТ»
7 — ПАРТНЕРСКОЕ ДЕЛО «ВЫСТАВКА ДЕКОРА»
8 –  ГОСТИНАЯ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»
9   – СОЦИАЛЬНЫЙ БУКТРЕЙЛЕР «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ»

Текстовое электронное издание. «Проблемы образования на современном этапе._XI_2022 : материалы студенческой научно-практической конференции, 4–15 апреля 2022 г. Выпуск XI. Составители: О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина – Тольятти: НаукоПолис, 2022. – 1 CDROM. – ISBN 978-5-6046427-6-4.

По результатам деятельности городской творческой группы «Методическое сопровождение реализации программы воспитания детей в дошкольной образовательной организации» в 2021 — 2022 учебном году были написаны и представлены в сборнике 22 научно-методических статьи педагогов МОУ, вошедших в состав творческой группы.

Сборник состоит из статей, в которых представлены результаты научно-исследовательских работ студентов бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Педагогическое образование», а также опыт профессиональной деятельности практических работников образования. Издание адресовано психологам, педагогам, преподавателям, студентам, аспирантам, магистрантам и другим специалистам, занимающимся вопросами образования. Статьи полностью сохраняют авторский стиль.

Методический интенсив ««Использование банка универсальных форм воспитания при планировании и реализации Программы воспитания детей в дошкольной образовательной организации».

Сборник 15 Видео: «Организация форм воспитательной работы с дошкольниками:   игровой марафон с дошкольниками, педагогическая витрина, агитбригада, агитплакат, социальный буктрейлер, терренкур, тематическая гостиная,  историческая гостиная, партнерство творческого дела на примере концерта-мюзикла), виртуальный музей с элементами коллекционирования, библио-глобус, социально-воспитательное блогерство акция, тематический видео-журнал, видео-журнал по физическому и оздоровительному направлению.

Универсальные формы воспитательной работы направлены на личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через: формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;  овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;  приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.  В рамках деятельности группы разрабатывается банк универсальных форм организации воспитательной работы с дошкольниками, которые можно использовать по всем направлениям воспитания в дошкольной образовательной организации. Программа  

БАНК УНИВЕРСАЛЬНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ 

Презентационная сессия «Содержание методического сопровождения реализации программы воспитания детей в дошкольной образовательной организации»

В сложившихся условиях, с учетом современных требований, возникла необходимость в обновлении содержания, разработки новых практик, форм и технологий в сфере воспитания дошкольников, обновления моделей воспитательной работы в дошкольной образовательной организации. Это и определило направление деятельности городской творческой группы по методическому сопровождению реализации ФГОС дошкольного образования в МОУ г.о. Тольятти, реализующих ООП ДО. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ – это оперативное и перспективное реагирование на запросы и потребности педагогической практики в соответствии с приоритетами развития городской образовательной системы, с региональными и Федеральными программами развития образования, организация непрерывного развития педагогов.

Методический калейдоскоп формирования предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возрастаСидякина Е.А., к.п.н., доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». 

Учебно-методическое пособия подготовлены в соответствии с современными международными и российскими тенденциями в образовании. Их уникальность заключается в разработке банков заданий по формированию математической, финансовой, естественно-научной, читательской (литературной), читательской (языковой) грамотностей у детей начиная с дошкольного возраста. При разработке заданий творческие группы города руководствовались методологией исследований PISA для обеспечения преемственности методического инструментария (дошкольная образовательная организация и школа). Задания пособий контекстны – в них описаны условия, жизненные ситуации, связанные с имеющимся у ребенка знаниями в сфере функциональной грамотности, опытом, с реальной детской субкультурой. Центральным элементом содержания каждого контекстного задания является концепт – смысл, имеющий значение для реальной жизни ребенка.

Проектная сессия  «Методические подходы к формированию предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации ДОО» проходила 28.04.2021г. дистанционно на платформе BigBlueButton. (Программа ). Модераторы проектных площадок на сессии представляли  БАНК заданий по формированию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок функциональной грамотности, алгоритмы проектирования творческих заданий, педагогических ситуаций в образовательный процесс по пяти направлениям формирования  функциональной грамотности дошкольников. Данное мероприятие раскрыло методические подходы:

  • подход, основанный на комплексно-тематическом планировании,
  • предполагающий технологическую последовательность выполнения заданий из «Банка» и
  • деятельностный.

Презентационная сессия «Подходы к разработке банка заданий по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста» Программа сессии_25.11.2020 в он-лайн формате. Городской творческой группой под руководством НИЛ «Педагогический поиск» кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии ФГБОЙ ВО «ТГУ» представлен структурно-методический подход к разработке банка заданий по формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников

 

 

 

 

 

Программа методический интенсив    Для педагогического сообщества в дистанционном режиме представлен уникальный материал по теме «Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста». В рамках данного мероприятия педагоги узнают обоснование актуальности данного направления на современном этапе, методические подходы к формированию предпосылок естественно-научной, читательской (литературной и языковой), математической и финансовой грамотности,  анонс электронного сборника научно методических статей по данному направлению. Материалы здесь>>

 

 

 

 

Программа 25.04.19    на базе МАОУ детский сад № 80 «Песенка», в рамках представления результатов деятельности городской Творческой группы по методическому сопровождению реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) 25 апреля 2019 г. прошли Методические мастерские «Проектирование реализации культурных практик ранней профориентации в образовательном процессе ДОО ». Презентация Oшкиной А.А. подробнее здесь>>

 

 

 

 

 

 Программа и материалы дистанционного семинара. В характеристиках культурных практик ранней профориентации детей дошкольного возраста раскрыты вопросы их проектирования и организации.  видео презентации Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), но не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности, его знакомства с профессиями родителей. По результатам работы  городской Творческой группы планируется к августу 2019 года издание 4 учебно-методических пособий:  «Пространство- профи – культурная практика ранней профориентации детей дошкольного возраста»; «Ландшафтное моделирование — культурная практика ранней профориентации детей дошкольного возраста»; «Конструктивное  творчество —  культурная практика ранней профориентации детей дошкольного возраста»; «Открытая коммуникация — культурная практика ранней профориентации детей дошкольного возраста»

 

 

Программа и материалы информационного семинара «Презентация учебно-методических пособий по реализации современных культурных практик в образовательном процессе ДОО». Каждая из выделенных авторами культурных практик дошкольников особым образом моделирует реальность, является элементом современной субкультуры взрослых, вызывает интерес детей и органично входит в современную детскую субкультуру. Освоение культурных практик в условиях дошкольной образовательной организации предполагает включение ребенка в практические ситуации пробы в соответствии с его собственными мотивами и потребностями.

 

 

 

 

Современные подходы к организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации Анфисова С.Е., ст. преподаватель кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» Презентация

Методические компоненты процесса формирования предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста в ООП дошкольной организации. Козлова А.Ю. к.п.н., доцент, Анфисова С.Е., старший преподаватель кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» Презентация

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста Презентация 

Место и роль культурных практик в образовательном процессе ДОО. Презентация

Особенности внедрения культурных практик в систему дошкольной образовательной организации Презентация

Вебинар, посвященный актуальным вопросам реализации ФГОС дошкольного образования по теме «Современные культурные практики в образовательном процессе дошкольной образовательной организации».

Основы Функциональной грамотности дошкольников: как их сформировать

Формирование финансовой грамотности дошкольников в условиях ФГОС ДО  Вебинар. Эксперт: Марич Екатерина Михайловна (Ассоциация АРОО).

Просмотров: 3254